Хроника
Словосочетание «мертвый сезон» этим летом приобрело зловещий смысл. Снова заговорили о несчастных високосных годах. Сначала — смерть композитора-этнографа и руководителя фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского. Следом, так же внезапно, ушел от нас замечательный рок-фотограф Григорий Молитвин. Он был одним из первых, кто начал снимать тогда еще запретные концерты нынешних рок-звезд, в том числе лидера «Поп-механики» Сергея Курехина. Сергей ушел следом. И еще одна потеря — умер Микаэл Таривердиев. Это случилось в годовщину смерти Владимира Высоцкого. Когда-то Таривердиев написал на стихи Андрея Вознесенского вокальный цикл «Памяти Высоцкого».
«Наша страна, — писал Таривердиев, — вообще любит тех, кто умер. У нас желательно умереть молодым. Неужели не лучше было бы любить их при жизни?»
«Ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно», — повторим мы слова старой песни Бориса Гребенщикова.
Существенных радостей в последние недели не наблюдалось. Вышло несколько интересных компакт-дисков: продолжение полного собрания сочинений Владимира Высоцкого на фирме «Солид-рекордз» (нью-йоркский концерт), почти полное собрание песен Аллы Пугачевой на «General Records», номерной раритетный компакт Микаэла Таривердиева и новый альбом «Машины времени».
Приключилась пара ностальгических встреч, отсылающих к, жизни дискотек начала 80-х, — визит популярных некогда «Баккары» и «Оттавана». Где им теперь тягаться с оборотами новых хитов вроде «Макарены»! Где нам тягаться с тогдашней своей «плясучестью»!
Особо следует отметить появление на российской эстраде известной пока еще немногим, но весьма перспективной певицы Ольги Дзусовой. Если акулы шоф бизнеса отменят лозунг «но пассаран» в отношении талантливы) людей, способных составить им конкуренцию, мы получим певицу с прекрасными вокальными данными и вкусом.

Открытие

Впервые Ольга Дзусова появилась перед большой аудиторией в 1992 году на конкурсе эстрадных исполнителей в Ялте. Ее постоянное участие во всевозможных эстрадных музыкальных смотрах не принесло ей никаких наград, если не считать Гран-при на недавно прошедшем фестивале имени Клавдии Шульженко в Белоруссии. В завершившемся недавно в Алма-Ате конкурсе «Голоса Азии» Ольга Дзусова, представлявшая Россию, вновь осталась незамеченной.

«Этой песне 200 лет», — объявляет ведущая эстрадного конкурса «Ялта-92» изумленной, аудитории. На сцене появляется женщина в длинном белом пальто и, выбросив вверх руку, как знаменитая Свобода на баррикадах, обрушивает на отдыхающую публику страсть и боль марсельского батальона, штурмовавшего королевский дворец Тюильри.
Ольга Дзусова — певица. То, что она исполняет, — это не классическая «Марсельеза»: не гимн великой державы и не революционный марш, известный в «пролетарском» переложении на русский Это история французской революции, разыгранная в театре одной актрисы: от самоотверженного порыва к свободе — к ужасу перед ее последствиями. Нашим любителям порассуждать о «большевистских путях антихриста» не мешало бы вспомнить, какую песню цивилизованная Франция избрала своим символом:

К оружью, граждане, ровней военный строй!
Пусть будет кровь врага в земле сырой!

Ольга поет по-французски, и она права, поскольку русские переводы «Марсельезы» далеко не так выразительны, как оригинал. Ее сильный и пластичный голос то исполнен гордого пафоса речей в Якобинском клубе, то срывается на истерический крик восставшего предместья. В какой-то момент она в ужасе прячет лицо в воротник, а потом распахивает пальто — и оказывается в черном вечернем платье, расшитом роялистскими лилиями. Черное и белое. Кто не с нами, тот против нас.

Никто их доблесть не забудет,
Нам лучше, чем их пережить,
За ними вслед войти в могилы.
Мы напряжем все наши силы —
Хоть умереть, да отомстить.

В 1789 году красавица Теруань де Мерикур оставила карьеру (между прочим, певицы), чтобы участвовать в штурме Бастилии, а потом возглавила женский поход на Версаль.
Смотрю на Ольгу и думаю, что именно так «красная амазонка Парижа» могла бы произнести свою знаменитую речь, шокировавшую моралиста Робеспьера: «Пора женщинам выйти из того постоянного ничтожества, в котором они находятся, порабощенные невежеством, гордостью и несправедливостью мужчин… Вооружимся, приступим к военным упражнениям, откроем запись в списки французских амазонок!»

Из архива автора
Из архива автора

«Марсельеза» Ольги Дзусовой завершается плачем — по всем героям и жертвам великой трагедии. По слухам, певица не победила тогда на конкурсе еще и потому, что жюри сочло неуместным столь «леворадикальный» репертуар.
«Дом восходящего солнца» в ее исполнении — это джазовые вариации на тему знаменитой песни, но, может быть, именно Дзусова откроет нашим меломанам, о чем в ней все-таки поется. Дело в том, что «Дом восходящего солнца» — это всего лишь — название борделя.
Еще один спектакль — по мотивам шлягера 70-х годов, скорее
ироничный, чем трагический. В нем Ольга играет не песню как таковую, а девчонку того времени, старшеклассницу, которая переживает каждый куплет, подпевая где-нибудь на танцплощадке местным «битлам»: «Потому что мы расстанемся! Потому что все потеряно!» В иронии, заметим, нет ни малейшей издевки.
Рок-музыканты, как известно, играют исключительно самих себя. Такова специфика жанра. Когда видишь выступления Ольги Дзусовой, невозможно поверить, что перед тобой один и тот же человек. Между Теруань де Мерикур и школьницей 70-х слишком мало общего. При этом Ольга профессионально владеет и джазовым вокалом, и классическим французским шансоном, и фольклорной манерой исполнения. Она поет блюзы с группой «Крематорий» и хард-роковые композиции с группой «СС-20». Не могу сказать, что все в ее репертуаре безупречно — например, есть там нечто пафосно-ду- ховно-соборное о Москве. Но даже подобный текст певица ухитряется исполнить так, что его не противно слушать. Обычно вкус ей не изменяет. И на общем фоне того, что телевидение подает нам в качестве популярной музыки, она выглядит как Теруань де Мерикур в Государственной думе.
Ольга Дзусова представляет ту профессиональную эстраду, которая могла бы существовать в России, как во Франции или Италии, если бы не всем известные обстоятельства. В 1982 году Юрий Шевчук, чудом пробившийся с пацифистским «Нестреляй» в призеры конкурса «Золотой камертон», был удостоен почетного предложения: «Исполняешь песни: три моих, одна твоя — завтра диск на «Мелодии», послезавтра станешь звездой». Юра отказался и сочинил злую песню «Компромисс».
Перед Ольгой — та же мучительная альтернатива. Теперь у талантливого человека нет даже запасного пути через подполье, как в прежние времена. Поэтому потенциальная звезда российской эстрады пока поет на свадьбах и банкетах.
Страница Марины Тимашевой

Итоги. 3 сентября 1996