Ангел меня ущипнул за язык,
Когда я слишком летела.
Ангел меня ущипнул за язык,
И онемел он.
Ольга Дзусова

Ольга Дзусова выступает достаточно регулярно. Уж, по крайней мере, раз в полгода всяко её можно услышать со сцены одного их московских клубов, не говоря уж про участие в разного рода сборных концертах. Другое дело, почти невозможно выудить её выступление из огромного количества других концертов. Рекламы практически нет, а потому каждое её появление в моём поле зрения — событие.

Ольга Дзусова и Сергей Маврин

13 марта в клубе «16 тонн» состоялся концерт-презентация, посвящённый выходу нового альбома Ольги Дзусовой, который называется «Неофит». Седьмая по счёту пластинка, если считать вместе с «Двое в городе» на музыку Микаэла Таривердиева, стала для певицы очередным сбором камней. Такой сбор — отчасти самокопание, когда из событий жизни — песчинок и огромных булыжников — складывается паззл, претендующий на цельность. Но это лишь первый шаг. Вторую, уже публичную оценку альбом получает, благодаря реакции слушателей, а может статься, что и после, на небесах.

Начало концерта задерживается: что-то не ладится с аппаратурой. Звука не было долго – полтора часа или даже дольше. Народ терпеливо ждал. Первым на сцене появился гитарист Сергей Мавринс инструментальной композицией «Иллюзии», которые звучат под «-1», но главное тут – создать настроение, на котором потом будет строиться вся конструкция последующего концерта. «Когда-то мы начинали играть вместе с СС-20», — говорит Маврин. С Ольгой они в самом деле знакомы сто тысяч лет. Маврин играл в «Цыганском танго» и в «Секир-башке» с одноимённого альбома 1996 года, позже прописывал гитары всё в том же «Цыганском танго» на альбомах «Тайный Париж» и «Шансы».

Но «Иллюзии» — это пролог. Последовавший концерт в «16 тоннах» вобрал в себя три блока – три этапа жизни Дзусовой – три состава музыкантов: СС-20, Медведи, группа Линды. Из СС-20 первого призыва на сцене, кроме самой Ольги, только ударник Андрей Кокшаров. Звучит «Маугли» на стихи Редьярда Киплинга. Такое неистовство я видел на презентации альбома «Дикарь» летом 2008-го. Впрочем, перевоплощаясь на сцене, Ольга уже не первый год делает это чрезвычайно дозировано и, отдавая себе отчёт в том, что именно она может себе позволить. Затем исполняются «По небу» на стихи Маргариты Пушкиной и «Холод от Луны», слова которой написаны самой Ольгой.

Ольга Дзусова

«Сейчас будем смотреть мультик», — объявляет Дзусова. По заднику рассекает ёжик в тумане, белая лошадь, медвежонок, а звучит «По ту сторону сна». Она тянет «улета-а-а-а-а-ать ещё» и тут же скороговоркой, почти скомкивая слова-буквы, продолжает быстро-быстро «время не вышло». В этом уникальная абсолютно ведьминская магия Ольги, дикая, необузданная, но при этом очень-очень добрая.

СС-20 уходит, уступая сцену Медведям. «С Медведями нас свёл Арик Пилявин, — вспоминает Дзусова. — С ними мы записали альбом «С’Оль». Это был 2005 год. С него прозвучат три композиции – «В декабре», «Тихий блюз» и «Тополя»».

За много лет голос Ольги ни капельки не изменился. Но главное – изысканность, которая с каждым концертом играет в певице всё новыми красками. Изысканность и деликатность. Дзусова садится на подиум ударной установки в любимой позе, подперев подбородок руками. Рукава закрывают большую часть кисти. Ольга смотрит сквозь щёки и пальцы, и от неё в этот момент не оторваться. Слушая её интервью, рассматривая фотографии (неважно, старые или новые) испытываешь невообразимую теплоту, ощущая какое-то удивительное целебное воздействие. Странно, да?…

А на сцену, между тем, уже поднимается важный гость, с которым Ольга Дзусова сотрудничает не один десяток лет, — Линда. Исполняется трек «Хочу» с альбома 2015 года «Карандаши и спички». А затем начинается, собственно, презентация «Неофита». Певицы меняются ролями: теперь первый голос принадлежит Дзусовой, а бэк-вокал (а фактически полноценный второй) – Линде. Звучит «Правило души», а затем заглавная «Неофит». Сразу становится понятно, что три группы – это три разных звука: блюзово-электрический СС-20, условно классический роковый («рок-традишн») от Медведей и вот, теперь, с увеличением доли электроники от коллектива Линды, при помощи которой, собственно, и был записан новый альбом.

Ольга Дзусова и Линда

Песни Ольги Дзусовой – откровение: 12 песен – 12 рассказов – 12 впечатлений. «Смерть моего отца открыла дверь моего сердца. И вошли в неё и вышли эти песни. Причём проросли и те песни, что лежали в почве и не чаяли пригодиться. Оказывается, пришло их время осмысленно вырасти там, где надо. Всему своё время. И своё место. Неофит я. Неофит ты. Все бывали неофитами, не все это поняли», — говорит певица.

Звучат «стародзусовские» по настроению «Горы», «Правда» и «Рыба» проникновенная «Деточка» с трогательным видеорядом на заднике сцены, «След» с кадрами из «Андрея Рублёва». То, как это происходило, эмоции певицы стали самым настоящим «театром души», в который довелось погрузиться всем присутствующим. В это вечер в стенах «16 тонн» рождалось искусство, которое Ольга щедро дарила, художественно и эмоционально рисуя картины пером чувств и переживаний. Она обнимала, прижимая прямо к сердцу подаренный кем-то из поклонников букет и шептала, кричала, рассказывала…

«Формула воды» и «Учи меня» — непростые песни, которые бессмысленно прослушивать. Их надо слушать, позволяя облачённым в голос Дзусовой словам и звукам проникнуть внутрь себя. И тогда удастся попасть на одну волну с Ольгой, поняв или хотя бы попытавшись понять то, о чём она рассказывает, прочувствовать музыкальную основу. Дзусова всегда пела, как пелось, а получалось, как по нотам. Также и с текстами – они рождались и рождаются, чтобы жить отдельно от своего автора, но при этом обладают невероятно личностной притягательностью. Так было когда-то, так есть и сейчас. Ольга, как и много лет назад, молодая, духовная и исключительно талантливая.

Ольга Дзусова

Нельзя чересчур увлекаться, летя, ангел ведь тоже может ответить, даже и шутя. «Бледную тишь» лишь подчёркивает экзистенциальность всего происходящего, а весь концерт стал зарядом исключительно светлой и доброй позитивной энергии. Это та музыка, которую можно, но не стоит описывать словами. Это та музыка, которую можно, но не стоит слушать в машине или как фон. Что говорить, альбом надо изучать шаг за шагом, внимательно и неторопливо, с каждым разом всё больше проникаясь настроением и привыкая к ещё непривычным последовательностям гармоний, в которые волшебная Ольга Дзусова погрузила музыку своей души.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE