Все московские певицы хороши собою; но в Дзусовой есть еще шарм, а в ее сильном и богатом голосе – бархатное очарование и женственное изящество. Альбом создан двумя женщинами – поэтессой и певицей: Маргарита Пушкина в своих песенных текстах тверда и уверенна, а Ольга Дзусова интонациями и музыкальными решениями сообщает материалу изысканное, мягкое обаяние. Мужчины в этом женском мире – вторичное, хотя и необходимое условие игры: музыканты профессиональны, но ненавязчивы, а герои – лишь повод чувствовать. Мир – очень реальный, но при этом заведомо выдуманный – недаром так много книжных, кинематографических, театральных аллюзий, и разбросанные в текстах подсказки-ключики: «дальше было, как в романах», «сон о театре и любви» тому подтверждением. Песни – как части нескольких пьес, прихотливо перемешанных в художественном беспорядке. Вот – Париж, стилизованный, идеальный, Париж нищих студентов и уютных кафе, Ренуара и Рембо, богемы и измены («Тайный Париж», «Валентин Мой», «Танец С Ренуаром») – и, конечно, это шансоны, а голос Дзусовой нарочито и непринужденно становится голосом Эдит Пиаф. Вот инсценировки страниц «Ста лет одиночества» Маркеса – «Желтые Бабочки», «Цыганское Танго» – и музыка сразу смещается в область «электронного фолка» DEEP FOREST, а исполнение – то в Долорес О’Риордэн, то в резковатые «деревенские» распевы («Грибной Заговор» служит естественным дополнением к теме и вызывает ассоциации скорее с Теренсом Маккенной, нежели с русским фольклором). А вот вполне городские романы-романсы, о любви мотоциклетно-автомобильных красавцев и красавиц («Они Любили Ветер», «Грузовичок») – как тут обойтись без хардово-блюзовых оттенков? Есть и мини-опера («Актриса»), своею пышностью и накалом страстей вызывающая видения малинового занавеса, золоченых лож и театральных биноклей. Все правдоподобно, подлинно и превосходно – но чуть-чуть не всерьез, чуть-чуть отстраненно, с легкой иронией; так директор кукольного театра наблюдает за своими Арлекинами, Пьеро и Коломбинами, так литератор смотрит экранизацию своей книги, где выдуманные им герои обретают плоть и кровь, умирая и воскресая с каждым сеансом…
Но основное наслаждение – не в разгадывании лукавых шарад, не в сопереживании персонажам песен, но в голосе Дзусовой, гибком, разнообразном, бесконечно и безгранично свободном. И оправа ничем не хуже этого сверкающего бриллианта; гармоничная драгоценность, достойная самого пристального и восторженного внимания.
Екатерина БОРИСОВА
FUZZ №7/1998